четверг, 9 января 2020 г.

ЗАДАЕМ ДЕТЯМ ПРАВИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Интересоваться делами ребенка – это правильно и, более того, необходимо. Но есть вопросы, которые лучше не задавать.

❌ Лидером родительских вопросов, когда они забирают ребенка из детского сада, является вопрос «Как он сегодня кушал?». Вопрос часто задается с тревогой в голосе в присутствии ребенка, который в этот момент по мнению некоторых родителей должен почувствовать вину или гордость в зависимости от того, съел ли он сегодня суп, котлету и кашу… Когда я работала воспитателем в детском саду, на подобный вопрос родителей мне хотелось отвечать цитатами известного доктора Комаровского: «Ребенок лучше знает, когда и сколько ему надо есть» и «Единственное «лекарство», в 100% случаев решающее проблему избирательного аппетита, — это чувство голода». Не спрашивайте: «Что ты сегодня ел?»

✅ Лучше спросите: «Что сегодня было самым интересным?»

❌ Так же очень рекомендую отказаться от регулярного вопроса: «Тебя сегодня никто не обижал?». Сам вопрос уже содержит посыл ребенку, что среда детского сада враждебна и нужно ожидать, что в любой момент могут обидеть. Ребенок напрягается, старается разглядеть в поведении других детей угрозу. Может даже начать провоцировать своим поведением других детей, чтобы те его «обидели» и было о чем рассказать маме. Ведь она, как всегда, вечером спросит: «Тебя не обижали?».

✅ Спросите лучше: «С кем ты сегодня играл?» Искренне интересуйтесь, как прошел день у вашего малыша. О неприятностях, если они произойдут, он расскажет сам, без наводящего вопроса.

❌ Лидер родительских вопросов, адресованных школьнику: «Что ты сегодня получил?» Ожидаемый ответ – перечисление количества пятерок, четверок, троек или двоек. Печально, если на этом диалог закончится. Как будто это самое важное. Кроме отметок, ребенок получает опыт, эмоции, впечатления, улыбки, синяки и шишки…

✅ Спросите его: «Чему ты научился? Что нового узнал? Что было самым интересным? Что самым трудным?» И мой любимый вопрос: «А если бы прожить день заново, что бы ты поменял в своем поведении?» Так вы не только получите больше информации о ребенке, но и научите его анализировать свои ошибки, подводить итоги.

❌ Еще пример не самого удачного вопроса: «Как успехи?» Казалось бы, совсем безобидный вопрос. Но он может породить раздражение у ребенка и желание уйти от разговора. Потому что успехи бывают не каждый день, а вопрос рождает ощущение, что родителям непременно нужны успешность… В итоге может сформироваться внутреннее убеждение, что делиться можно только достижениями. А ведь более важно, если ребенок делится с родителями ещё и трудностями, разочарованиями, обидам.

❌ Когда родители при ребенке спрашивают друг у друга «Как дела?», не стоит ограничиваться дежурной фразой «нормально». Иначе он решит, что так правильно и тоже будет реагировать на ваш вопрос о делах пустой отговоркой. «Всё нормально» - такой ответ подходит для формального общения. Для близкого общения нужны подробности. Оставайтесь друг для друга близкими людьми 

Комментариев нет:

Отправить комментарий